Тема: Американское общество (Блог Олега Линецкого)
Выписка из статьи
Некоторые размышления о духовности, возникшие во время поездки в Америку
"....общаясь с американцами, меня не покидало ощущение кукольности и наигранности всего происходящего, ощущение нехватки живого и глубокого душевного контакта. Sweet dreams. Они действительно спят, дружно и крепко, но спят красиво и радостно, на высоком уровне развития. Америка спит как будто все отлично, в головокружительных фантазиях своего светлого будущего. Они чувствуют себя намного более защищенными и расслабленными, что нередко способствует их самоуверенности и некоторой реактивности. Мы тоже спим, но часто в романтической духовной идее, что все хорошо так «как есть», что по факту означает «никак».
Я на опыте убедился, что степень пробужденности и уровень развития – это в значительной степени разные векторы, и многое из американских культурных завоеваний не является осознанным для всех, а просто и естественно наследуется как рабочий шаблон от поколения поколению. Американцы очень живы и даже отчасти легковерны, когда дело касается чего-то действительно нового, особенно новых решений актуальных проблем. Однако их крайне тяжело сдвинуть, если вы касаетесь чего-то привычного или распланированного, особенно, если в их окружении те или иные идеи культурно общепризнаны. Таким образом, американская культура развивается от прецедента к прецеденту, от проблемы к проблеме. Пока мы останавливаемся подумать, они успевают попробовать, сделать шаг, споткнуться, скорректировать курс и пойти дальше. Иногда это обходится дороже и самой Америке и всему миру, но все же позволяет ей стремительно двигаться вперед.
Пребывая в Америке, я все больше и не без гордости ощущал свои славянские паттерны, которые не просто выделить без контраста, находясь в нашем культурном фоне. Прежде всего, это умение делать паузы и смотреть человеку в душу, наслаждаться остротой и тонкостью настоящего момента. Ведь это очень наше – уметь наслаждаться напряжением, ценить вызов как таковой, смаковать напряжения и чувства. Я остро ощутил свою общность с Набоковым и Лесковым, с Есениным и Толстым. Американцы, сталкиваясь в вызовом, даже с самым небольшим (таким как пауза в разговоре длиной более секунды), будут склонны немедленно заполнить ее чем-то, убежать от напряжения настоящего момента, разрядить его, найти какое-то решение. Они боятся сильных чувств, длинных пауз и неконтролируемых напряжений. У нас же человек может долго играть паузой, игриво исследуя ее, провоцируя, пытаясь ощутить ее особенный смысл и привкус. Это в нашей среде могла родиться Анна Каренина, наслаждающаяся болью разрыва между любовью и обществом, или Родион Раскольников, исследующий боль разделения между личным и предельным величием.
Не случайно по сей день Голливуд пользуется двумя русскими актерскими системами – Станиславского и Чехова. Так, как способны исследовать глубину чувств славяне, дано не многим. Не многие культуры могут похвастаться «русской рулеткой» - как символом уважения к способности человека управляться с высокими напряжениями. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» - это не просто лирические строки Тютчева. У нас это в культуре – тестировать границы, играть неопределенностью и случаем, наслаждаться остротой чувствования настоящего, куражом и азартом, уважать внутреннюю вибрацию, личную силу, получать удовольствие от вызова. Это совершенно не логично, но это то, чем обильно пропитаны наши архетипы: Иван-дурак, Емеля на печи, Царевна-лягушка и прочий фольклор в стиле ленивого и индивидуалистского русского Дзен. Вероятно, русская душа остается таковой на любом уровне развития.
Здесь простая логика. Если мы не живем так, как живут европейцы и американцы, значит есть в нашем восприятии нечто, что нам более ценно и значимо, чем манифестация своего развитого будущего. Есть то, ради чего мы не хотим напрягаться и работать; что мы уже ценим больше, чем созидание и блага цивилизации; чем мы гордимся и что неизбежно прокрадывается через наше искусство и проявление. Если угодно, это то, что формирует национальную идею этой части планеты. На мой взгляд - это способность глубоко чувствовать, воспринимать, наслаждаться. Будь то наблюдение за росинкой, восходом солнца или садом камней, наслаждение неторопливой рыбалкой, баней или азартной карточной игрой. Значительная часть света буквально сходит с ума от наслаждения состояниями. В то время как за океаном они по нашим (и даже по европейским) меркам могут пропустить за работой наслаждение ее плодами.
............................................
...Я смотрю на современную развитую Америку, вспоминаю разруху Индии и падение Тибета. Я сам проходил путь традиции великого совершенства и в частности поэтому имею моральное право выносить критические суждения, продиктованные заботой о судьбе дорогой мне традиции. Для меня ситуация выглядит не конгруэнтно. Восток, претендующий на большую духовность и сострадательность, по факту оказался далеко позади Запада именно в отношении человечности и качества отношений. Не случайно американцы придают столько значимости рассказыванию личных историй. Почему мы ни разу не слышали из уст Далай Ламы историю об уроках, которые вынес тибетский народ из китайского захвата? Почему ламы и брамины не применяют учение о причинах и следствиях к своим собственным обстоятельствам? Мы слышали извинения Папы за инквизицию еретиков, но мы не слышали признания ошибок буддизма в ситуации с Тибетом. Напряжение между личностью и миром (учением и миром) здесь очень похоже, но разворачивалась различная внутренняя реакция. Христианская церковь выплескивала гнев и уничтожала неверных, в то время как буддизм учил подавлять гнев, играя в «ложное сострадание», направляя его внутрь собственного народа. Первым пришлось пройти через сценарий с чувством вины, вторым через сценарий переживания себя жертвой. Такова карма идеологии, исповедующей индивидуальное духовное совершенство; с акцентом на состояниях, а не на деятельности; подавляющей творческую неудовлетворенность и не желающей бороться за свое будущее; понимающей свободу не как баланс интересов, но как избавление от какого-то из них. В этом нет ничего неправильного, так сложилась игра. Однако из этой истории можно и нужно извлечь урок для всех нас.
Медитации и прочие духовные практики, на мой взгляд, прежде всего, помогают увеличить различающую способность в отношении дискомфортных напряжений и помнить о возможности выбора более интегрированных и жизнеспособных интерпретаций этих напряжений. Речь не идет об избавлении от радостей и сложностей жизни раз и навсегда. В противном случае происходит подмена истинных целей вспомогательными средствами, а мотивация перестает быть чистой и становится бегством от естественной неопределенности и остроты жизни. Ведь медитация и практики – это средство для решения определенных задач, насущных напряжений в конкретных ситуациях.
.....................
Есть простой способ говорить о подлинной духовности. Это предельная пустота от идентичности и предельная полнота в самовыражении. Мир всегда и изначально совершенен и одновременно всегда далек от совершенства и нуждается в нашем активном участии – это один из естественных парадоксов жизни. Американцы часто забывают первое. Мы часто забываем второе. И одно и другое сновидения и иллюзии: у нас больше акцент на состояниях и чувствах, у них - на заботе и деятельности. Каждая культура уникальна по-своему и нам не нужно терять свою индивидуальность, стараясь быть на кого-то похожими. У нас своя ментальность, свой путь и свои культурные особенности. Между тем, мы можем учиться друг у друга и перенимать успешный опыт. В Америке я почувствовал насколько нам не хватает межличностной согласованности и поддержки друг друга.
Наш славянский потенциал невероятно велик, но, вероятно, он не может быть раскрыт в полной мере, пока мы не признаем свое желание деятельно заботиться, развиваться и творить. Возможно, нам стоит немного пожертвовать своей личной волей ради большей общности и согласия, и глубиной чувств ради более активной деятельности и эффективного развития. Особенно это касается того авангарда, кто способен тоньше чувствовать и глубже понимать (в некотором смысле, интеллигенции). Ведь если ограничить проявление своей любви расслабляющими поездками в Индию, распеванием мантр, медитациями и молитвами, страну опять будет строить кто-то другой на свой лад… Одновременно мы как общество можем осознать себя более глубоким чувствующим источником, способным делиться с миром богатством своего внутреннего мира. Нам дано глубже видеть сердцем и мы можем понять о чем это, чтобы воспользоваться даром, который есть у нашей части планеты."